Главная
 

Центральный Академический Театр Российской Армии

Неофициальный сайт

 

Александр Васильевич Бурдонский


Одинокий парусник, на борту которого много преданных учеников, молодых актеров, которых он пестует. Театр, который существует в его фантазиях, замыслах, ярче, богаче того, что удается сделать в условиях реальной жизни на сцене.

Александр Васильевич Бурдонский родился 14 октября 1941 г. в семье Василия Иосифовича Сталина и Галины Александровны Бурдонской в Куйбышеве (Самара). Разлука с матерью в детстве, длившаяся восемь лет, не помешала Александру познать мир искусства и навсегда влюбиться в театр. С ранних лет его жизнь наполняли сказки Уайльда, чуть позже более серьезная литература, необычные люди и...театр, театр, театр. "Снегурочка" в Малом театре, "Учитель танцев" в Театре Красной (Советской, Российской) Армии и балет "Красный мак" в Большом театре настолько потрясли мальчика, что восхищение Галиной Улановой он пронес через всю жизнь, а увиденное при свете рампы старался запечатлеть в своих рисунках. Но очарование длилось недолго.

В 1951 г. по воле отца Александр отправляется в Калининское суворовское училище. И, наверное, именно в этот момент жизни, в юноше стал зарождаться Режиссер. Вот как Бурдонский сам об этом говорит: "Мне кажется, все мои режиссерские качества выросли из такого понятия, как противостояние". В училище, пробыв два года, Бурдонский столкнулся с атмосферой грубого языка, с которой не был знаком до этого. Долгие месяцы пребывания в КСУ Александру скрашивала литература, в частности, книги Ги де Мопассана.

После смерти Иосифа Сталина Александр Бурдонский вместе со своей сестрой Надеждой возвращается к матери, вновь погружаясь в мир искусства. Книги Алексея Попова и Константина Станиславского, такие спектакли, как "Дни Турбиных" театра им. Станиславского в постановке Михаила Яншина с Лилией Гриценко и "Собака на сене" с Марией Бабановой укрепили желание юноши избрать профессию режиссера. После седьмого класса Александр Васильевич поступает в Театрально-техническое художественное училище, параллельно участвуя в самодеятельности в Доме пионеров в Тихвинском переулке. "В ТХТУ решил пойти потому, что хотел быть ближе к театру. Я считал, что мне главное было видеть настоящий театр. Я знал все труппы, все театры. Я обожал, как и отец, Добржанскую. Все, что она делала, мне казалось, что она делала гениально. Я любил очень Эфроса. Его спектакли для меня были тоже откровением. В свое время меня ошеломили Товстоноговские “Мещане”. Огромное впечатление производили “Варвары”, - говорит об этом времени Александр Васильевич. Позже Бурдонский поступил на актерский курс студии при театре "Современник" к Олегу Николаевичу Ефремову. Но и здесь Александра не покидало желание избрать режиссерскую стезю, на что Олег Ефремов говорил ему: "Чтобы овладеть профессией режиссера важно знать психологию актера".

В 1966 г. Александр Бурдонский поступил в ГИТИС (ныне РАТИ) на режиссерское отделение курса Марии Осиповны Кнебель. По сей день Александр Васильевич с восхищением вспоминает о своем учителе: "Она была гений, она меня вскрыла, она сумела распаковать меня. Мария Осиповна сумела не просто научить меня, а помогла мне заговорить своим голосом". Поступив в институт Александр одновременно экстерном заканчивает школу и получает аттестат зрелости. Годы счастья учебы в ГИТИСе сопровождало страстное желание учиться, сутками пропадая в стенах института. По окончании ГИТИСа в 1971 г. Бурдонского приглашает играть шекспировского Ромео Анатолий Эфрос в театр на Малой Бронной. Спустя три месяца Мария Кнебель зовет с собой своего ученика в Театр Армии ставить спектакль "Тот, кто получает пощечину" Леонида Андреева, в котором сыграли Андрей Попов и Владимир Зельдин. После осуществления этой постановки в 1972 г. главный режиссер ЦТСА Андрей Алексеевич Попов предложил А.В.Бурдонскому остаться в Театре Армии. Предложение было принято, хотя его, к примеру, звал Олег Ефремов работать во МХАТ. Главным вопросом в работе стал выбор литературного материала для постановок: "И тут главное, мне кажется, было не плыть по течению, а уметь задуматься и оглядеться, подвергнуть сомнению правильность принятого решения и опять искать, искать тот единственно верный путь в творчестве, то единственное дело, которому не жалко отдавать всю жизнь без остатка".

Помимо Театра Армии Александр Бурдонский поставил два спектакля в Малом театре и в Японии. Страна восходящего солнца увидела "Чайку" А.Чехова, "Вассу Железнову" М.Горького и "Орфей спускается в ад" Т.Уильямса.

Наряду с театром Александр Васильевич Бурдонский в течение десяти лет вместе с Элиной Быстрицкой преподавал в ГИТИСе (РАТИ).

Народный артист России, заслуженный деятель искусств РСФСР.

Был женат на своей однокурснице Дале Тумалявичуте, которая работала главным режиссером Молодежного театра.

 

Спектакли, поставленные в ЦАТРА:

"Тот, кто получает пощечину" Л. Андреева

"Дама с камелиями" А. Дюма-сына

"Снеги пали" Р. Феденева

"Сад" В. Арро

"Орфей спускается в ад" Т. Уильямса

"Васса Железнова" М. Горького

"Ваша сестра и пленница" Л. Разумовской

"Мандат" Н. Эрдмана

"Условия диктует леди" Э.Элиса и Р.Риза

"Последний пылко влюбленный" Н. Саймона

"Британик" Ж.Расина

"Деревья умирают стоя" А.Касоны

"Дуэт для солистки" Т.Кемпински

"Шарады Бродвея" М.Орра и Р.Дэнем

"Арфа приветствия" М. Богомольного

"Приглашение в замок" Ж.Ануйя

"Дуэль королевы" Д.Маррелла

"Серебряные колокольчики" Г.Ибсена

"Та, которую не ждут..." А.Касоны

"Чайка" А.Чехова

"Элинор и ее мужчины" Дж.Голдмена

"Игра на клавишах души" Н.Харатишвили

"С тобой и без тебя" К.Симонова

"Этот безумец Платонов" А.Чехова

При подготовке страницы были использованы информация и фотография из статьи "Пять пьес - всегда в запасе" (газета "Культура", №40, 2001 г.), "Меня миновала судьба царского ребенка" (журнал "Наша улица", №3, 2004 г.) и фотография телеканала "Россия".



copyright © 2005-2017 Александра Авдеева
Hosted by uCoz