Главная
 

Центральный Академический Театр Российской Армии

Неофициальный сайт

 

Отблеск золота в годах

Интервью Леона Кукуляна по случаю 50-летия работы в ЦАТРА


Леон Степанович Кукулян

Ровно пятьдесят лет назад, 22 сентября 1956 года, труппу Театра Армии пополнил артист Леон Кукулян, оставшись здесь на всю жизнь. Ниже читайте юбилейное интервью Леона Степановича (чтобы посмотреть фото в оригинальном размере подведите курсор к фотографии и нажмите на нее).

Леон Степанович, при учебе в Школе-студии МХАТ какое Вам было определено амплуа?

В студии абсолютно даже не было об этом разговора втечении четырех лет. В студии был принцип "Все что угодно". Даже то, что тебе не близко по внешности, и по физике не лежало, все равно дают - на сопротивление. То есть роли, которые тебе может и никогда не предложат, потому что по человеческим качествам и по внутреннему миру - это не твое. А в учебе давали исполнять какие-то эпизоды, отрывки. Так что распределения по амплуа не было

У Вас ведь курс был - Сергачев, Доронина, Басилашвили…

…Женя Евстигнеев, Миша Козаков

…разноплановые были артисты?

Женя Евстигнеев - он был всегда социальный герой. Миша Козаков - герой. Сергачев - острохарактерный артист. Но нас не вели, просто были разные пробы, разные отрывки, разные характеры нам давали пробовать. Поэтому в студии такого не было распределения. Это потом уже в театре, когда приходишь, то тебе говорят, даже не говорят, а такое направление у худрука: "Вот он будет играть это все время!". А какой-то режиссер приходит и говорит: "А давай его так попробуем". По-разному бывает. Сейчас особенно этого нет. Кто-то герой, кто-то нет.

По окончании Школы-студии какие-то наставления, рекомендации от своего педагога Павла Массальского получили?

Рекомендации были на банкете (смеется). Были наставления не от педагогов даже, а от Жени Евстигнеева, он вообще был гениальный артист. Мы сидели с Женей, и он мне говорил: "У нас сейчас с тобой в искусстве есть два пути: или мы будем с тобой играть, много играть, долго будем играть, или мы будем с тобой жить на сцене - это будет очень мало и по времени, и по здоровью это тяжело, это надо отдаваться, а наиграться можно много. Вот только два пути, и надо нам выбирать - или жить, или играть.

Чему самомому главному за годы учебы научились у Массальского, вообще у своих учителей?

Это вот то, о чем говорил Женя Евстигнеев - прожить, это очень тяжело, этому надо было учиться с первого курса, слушать, думать, уметь строить монологи, уметь строить внутренний мир себе. С самого начало было уже тяжело.

В какие театры и с чем Вы показывались?

Показывался с отрывком из О.Уайльда "Как важно быть серьезным", и кажется, кусочком из "Глубокой разведки", только в Театр Армии.

Почему именно этот театр, чем бы вызван выбор?

В армию забирали (смеется). Сентябрь месяц. Забирали меня и Сергачева, который, кстати, у нас недолго был, всего год. Было большой глупостью после театрального вуза идти в армию, это значит конец актерской профессии, терялось два года. Тогда забирали не в строевую часть, а в какой-нибудь ансамбль объявлять: "Русская народная песня". Вот и все.

Не жалеете, что остались?

Нет, я консерватор, на одном месте сидеть и хорошо!

Какой была атмосфера, в которую Вы окунулись, придя в Театр Армии?

Ой, мне очень повезло с первых же работ. Добржанская, Константинов, Хохлов, Зельдин, Благообразов, Хованский, Перцовский. Мастера были большие и они к молодежи… Ведь что раньше было? Каждый "Народный" брал себе молодого артиста "на поруки", следил, как он играет, как он разговаривает, какие роли играет. У меня был Гарин. Это, конечно, другая атмосфера была, при Алексее Дмитриевиче Попове определенное было отношение к профессии. Так что я сразу попал к Мастерам, и сразу видно как нужно было работать. Только из студии, еще ничего не умел, а когда получаешь работу сразу с ними вместе - это тоже очень важно. От них сразу набираешь, они все ставят на место, это помогает здорово, смотришь, как они работают. Это как бы продолжение, как ты работал на курсе в студии, а это вот переходишь на более высокую ступень.

Что осталось от двух лет, проведенных под руководством Алексея Дмитриевича Попова?

Серьезность работы творческой, была такая бескомпромиссность, жизнь строилась только в спектакле, который ты выпускаешь. Целыми днями здесь, целыми ночами тут. Потому что это было интересно. Режиссура была интересная, и роли, мне повезло, я сразу попадал в работу, и каждый сезон хотя бы по работе у меня было. Не для бездельников. Просиживать нельзя было. Может потому, что работа была.

А с другими главрежами это продолжалось?

Ну, приходили… Хейфец - ученик А.Д.Попова, Андрей Попов - это продолжение отца. Они не могли по-другому, потому что традиция была. Те Мастера, которые были, они не позволили бы что-то менять. Оставалось определенное поведение и на сцене, во время репетиций и вне театра, определенные тенденции именно Театра Армии. Как Алексей Дмитриевич заложил, так оно и было.

Как реагировали на уход А.Д.Попова, и повлиял ли он на Вашу личную судьбу?

Я его застал мало, но потом, когда он ушел, чувствовалось, конечно, что мне лично он многое очень дал бы. Хотя у меня хорошая была режиссура, и Шатрин, и Мария Осиповна Кнебель, Львов-Анохин, Тункель. Что говорить, огромный Мастер, и, конечно его уход чувствовался.

Попов, да и другие главрежи, Горяев, например, собирали вокруг себя режиссеров, которые активно ставили.

Да. Естественно, они приглашались. Тенденция, заложенная Алексеем Дмитриевичем с 30-х годов, сохранялась, это потом уже время прошло. Но и то, скажу, что по своей тенденции, Морозов все-таки ученик Андрея Попова, все-таки есть эстетика Попова, а Попов - это отец. Все равно. Во всяком случае, пришла молодежь, это мы уже старики.

С каким из режиссеров было комфортнее, интереснее работать?

Все самые мои большие работы были сделаны с Бурдонским, он ведь ученик Марии Осиповны Кнебель. Шатрин, Львов-Анохин, Хейфец, Морозов.

Какая из множества Ваших ролей была самой любимой, с какой труднее всего расставаться?

Из более чем девяносто ролей, удалось, может быть, штук десять. Это было имеено то, о чем говорил Евстигнеев - прожить. "Моя семья", "Внук короля", "Раскинулось море широко". А в последние годы - только "Аккомпаниатор". В "Мандате" было очень интересно. Там была и Сазонова, и Богданова, и Михайлушкин. Там, как говорится, "купались". Очень остроумная вешь. Осталась в памяти "Дама с камелиями", где я несколько ролей сыграл, потому что долго работал, долго шел спектакль. "Орфей спускается в ад".

А Тоцкий в "Идиоте"?

Может из-за инсценировки, но как-то не до конца я получил удовольствие от этой работы.

Каких интересных ролей в Вашем репертуаре было больше - современных или классических?

Получилось 50 на 50.

Какую роль Вам очень хотелось сыграть, но играл другой артист?

В молодости я очень хотел сыграть Альдемаро в "Учителе танцев", и я его сыграл, но только не в нашем театре. Осуществил свою мечту. Мне посчастливилось попадать в репертуар, хорошая режиссура была. Не было такого, что вот я хочу сыграть Гамлета. Любая роль, даже маленькая, интересна.

О ком из партнеров у Вас остались самые теплые воспоминания?

Добржанская. У нас сложились очень хорошие отношения. А потом, я от нее очень многое брал, и она от меня, в том смысле, что спрашивала все время: "Ну, как вот этот кусок, как я сегодня сыграла?". И в репетициях тоже: "Вот как ты думаешь, а, вот как тут?" Она была в этом отношении не то, что демократичной, она Мастер была большой, у нее был свежий глаз. С Ракитиным было очень приятно работать.

Чему Вы учились у своих старших коллег: Благообразова, Перцовского, Попова?

Жить. Они все были разные, но они умели так проживать на сцене. Константинов, Добржанская, Хованский, Благообразова, Сазонова. Сазонова от природы была Великой актрисой. С ними нельзя было на сцене играть, только жить, они сами вели тебя к этому. С ними было очень трудно лгать. Они заставляли работать "вправду", по-настоящему. Тут главное было не только слушать, но и понимать их.

Что в будущем еще хотелось бы сыграть?

А вот, чтобы такая роль, как в "Аккомпаниаторе", как Изольд. Разный, сложный. Неважно, классика или современность. Дело не в этом, в конечном счете, потому что на сцене интересны только такие люди - несхематичные, не по схеме, а по жизни чтобы шло, сложнее. А чем сложнее, тем большее сопротивление испытываешь, тогда приходится преодолевать.

Вы довольны тем, как сложилась Ваша судьба в Театре Армии?

Да, конечно.

Если бы Вам предложили вернуться на 50 лет назад и что-либо изменить, то Вы бы не стали ничего менять?

Я правильно сделал, что не стал ничего менять, а попытки были. По всем обстоятельствам должен был уйти. К Львову-Анохину, допустим, или к Дунаеву. Кстати, вот Дунаев, был очень руководитель у нас интеллигентный, человеческий, человек-умница.

Арам, «Спать опасно» Джан, «Душа солдата» Бронза, «Раскинулось море широко» Клеон, «Забыть Герострата» Трелони, «Остров Сокровищ» Шериф Толбет, «Орфей спускается в ад» Генерал Семенов, «Эхо» Адвокат Даниил Перевозчиков, «Молва» (ЦАТРА) Леонидо Папагатто, «Моя профессия - синьор из общества» Тоцкий, «Идиот»

При подготовке интервью были использованы фотографии из архива музея ЦАТРА. Автор выражает благодарность Леону Кукуляну.


copyright © 2005-2014 Александра Авдеева
Hosted by uCoz