Главная
 

Центральный Академический Театр Российской Армии

Неофициальный сайт

 

Борис Афанасьевич Морозов


Режиссерский стиль Морозова отличают тщательная психологическая разработка сценических образов, глубокое проникновение в драматургический материал, яркая театральность, зрелищность и подробная работа с актерами.

Борис Афанасьевич Морозов родился 20 ноября 1944 г. в селе Остафьево Подольского района Московской области в семье военного. После множества переездов семья Морозовых поселяется в 1951 г. в Челябинске, который станет для Бориса городом его юности. Благодаря тому, что Афанасий Алексеевич и Раиса Митрофановна почитали театр, их сыновья - Борис и его старший брат Анатолий - с раннего детства приобщались к миру искусства. Семейные вечера проходили за чтением вслух пьес, стихов, игрой на фортепьяно. Не смотря на столь насыщенное прекрасным детство после школы Борис Морозов поступает в Челябинский политехнический институт. Но и здесь, в ЧПИ, Морозов сумел проявить себя как человек искусства, участвуя в создании студенческого театра эстрадных миниатюр (СТЭМ), воглавил который его брат Анатолий. Вскоре СТЭМ перерос в студенческий театр "Манекен", получивший в 1966 году Большой Приз I Всесоюзного фестиваля студенческих и эстрадных театров из рук Аркадия Исааковича Райкина. ЧПИ Б.Морозов окончил в 1967 г., параллельно отработав несколько лет на Челябинском Металлургическом Комбинате в кузнечно-прессовом цехе. Через год Борис Афанасьевич приезжает в Москву и поступает на режиссерское факультет ГИТИСа (ныне РАТИ) - курс Андрея Алексеевича Попова. Здесь его однокурсниками стали впоследствии известные театральные режиссёры - Анатолий Васильев (Театр-Школа драматического искусства и Иосиф Райхельгауз (Театр-Школа современной пьесы).

В 1973 г. Андрей Попов приглашает Морозова в Театр Советской (Российской) Армии поставить дипломный спектакль "Когда придет мой час" по пьесе И.Гаручавы и П.Хотяновского. В Театре Армии Морозов проведет пять лет в качестве режиссёра-постановщика, после чего вновь воссоединяется со своим учителем А.А.Поповым и сокурсниками А.Васильевым и И.Райхельгаузем в Московском драматическом театре им. Станиславского (1977 г.). Три года, проведенные в этом театре, стали по выражению Б.Морозова "удивительным временем, когда все получалось", когда были поставлены "Брысь, костлявая, брысь" по С.Шальтенису и "Сирано де Бержерак" Э.Ростана. Удивительное время длилось недолго, коллектив разогнали. В 1981 г. художественный руководитель театра им. Вл. Маяковского Андрей Александрович Гончаров пригласил к себе Морозова поставить пьесу Владимира Арро "Смотрите, кто пришел" (видео) с Игорем Костолевским в главной роли. У этого спектакля об истории парикмахера Кинга была трудная судьба: сначала его закрыли, потом внесли изменения, но все же он имел успех у зрителей. С 1983 по 1987 гг. Борис Афанасьевич работает главным режиссёром в Московском драматическом театре им. Пушкина, где поставил такие спектакли как "Я - женщина" В.Мережко (1984), "Иван и Мадонна" А.Кудрявцева (1985), "Крик" В.Мережко (1986), "Луна в форточке", "День Победы среди войны". После конфликтной ситуации Б.Морозов покидает театр с тем, чтобы в пеирод своего московского театрального безвременья поставить спектакль за пределами СССР и поработать режиссером литературно-драматической редакции ЦТ.

С 1988 года в жизни Бориса Морозова появляется Государственный Академический Малый театр, где он ставит чеховского "Лешего" с Юрием Соломиным, Николаем Анненковым и Юрием Каюровым. На одной из старейших сцен Москвы появляются "...И аз воздам" С.Кузнецова, "Убийство Гонзаго" Н.Йорданова, "Преступная мать, или Второй Тартюф" П.Бомарше, "Горячее сердце" А.Островского, "Пир победителей" А.Солженицына.

Параллельно отечественной сцене Морозов не забывает и зарубежные подмостки. За десять лет был освоен и запад, и восток: Польша - "Женитьба" Н.Гоголя (1987 г., Варшава), США - "Зойкина квартира" М.Булгакова (1990 г., Нью-Йорк), Израиль - "Чайка" А.Чехова (1990 г., Тель-Авив), Германия, Южная Корея - "Бесприданница" А.Островского (1996 г., Сеул).

В 1995 г. Борис Афанасьевич Морозов возвращается в Театр Российской Армии благодаря приглашению начальника ЦАТРА Виктора Якимова, становясь его главным режиссёром и с успехом работая там по сей день. А в новом тысячелетии еще два московских театра получили возможность познакомиться с талантом Морозова. В 2000 г. в Московском театре-центре им. М.Н.Ермоловой им был выпущен спектакль "Царь Максимилиан" по пьесе А.Ремизова, а в 2002 г. в театре Сатиры - "Таланты и поклонники" А.Островского.

Борис Морозов с артистами театра им. М.Н.Ермоловой

Борис Морозов за кулисами во время спектакля, театр им. М.Н.Ермоловой

Свою театральную деятельность Б.Морозов совмещает с преподавательской работой. Сейчас Борис Афанасьевич руководит курсом на кафедре актерского мастерства РАТИ (быв. ГИТИС).

Народный артист России (1998 г.), Заслуженный деятель искусств РФ (1993 г.), лауреат премии г. Москвы в области литературы и искусства (1993 г.), член Союза театральных деятелей (1975 г.), профессор.

Женат (супруга - Ольга Николаевна Исида, доцент МГИЭМ). Имеет двух дочерей (Екатерина - театровед, Татьяна - артистка ЦАТРА) и внука Максима.

И несколько неформальных слов о Б.А.Морозове: "Малый театр воспитал в нем стойкую приверженность к классике, хотя дух авантюризма ему по - прежнему не чужд. В политику не лезет, женщинам нравится, жена японка – в общем, остроумный, шумный, размашистый русский мужик. Не слишком тщеславный, но слишком гордый" (Ксения Ларина, программа радиостанции "Эхо Москвы" "5 минут с театром" от 11.09.2000 г.).

 

Спектакли, поставленные в Театре Армии:

Фильмография:

1972-1977 гг.

"Когда придет мой час" И.Гаручавы и П.Хотяновского

"Птицы нашей молодости" И.Друце (совместно с Б.Львовым-Анохиным)

"Ночью без звезд" А.Штейна

"Ковалева из провинции" И.Дворецкого

"Спутники" В.Пановой

"Дело жизни" А.Хруцкого

1995 по н/в

"Много шума из ничего" У.Шекспира

"Отелло" У.Шекспира

"На дне" М.Горького

"Сердце не камень" А.Островского

"Скупой" Ж.-Б.Мольера

"Севастопольский марш" Л.Толстого

"Давным-Давно" А.Гладкова 

"Гамлет" У.Шекспира 

"Волки и овцы" А.Островского 

"Одноклассники" Ю.Полякова 

"Вечно живые" В.Розова 

"Зачем вы меня обижаете?" Н.Гоголя 

"Госпожа министерша" Б.Нушича 

"Царь Федор Иоаннович" А.Толстого 

"Ма-Мурэ" Ж.Сармана 

"Судьба одного дома" инсц.В.Ерёмина 

"Филумена Мартурано" Э. Де Филиппо 

"Весенний призыв", 1976 г.

"Вдовы", 1976 г.

"Быстрее собственной тени", 1980 г.

"Карнавал", 1981 г. (видео-1, видео-2)

При подготовке страницы были использованы информация и фотографии c сайта Международного Объединенного Биографического Центра, а также фотографии с сайта Олега Филипчика о Московском театре им. М.Н.Ермоловой.


copyright © 2005-2017 Александра Авдеева
Hosted by uCoz