Главная
 

Центральный Академический Театр Российской Армии

Неофициальный сайт

 

Еще только шестьдесят

К 60-летию артиста Вячеслава Дуброва


Леонид Ефимович Хейфец, театральный режиссер. С 1988 по 1994 годы возглавлял Театр Российской Армии. За это время поставил четыре спектакля, в трех из которых был занят Вячеслав Дубров: "Павел I" Д.Мережковского (роль католического патера Грубера), "Боже, храни короля!" по пьесе Сомерсета Моэма "За заслуги" (роль доктора Прентиса, врача и брата главной героини), "Маскарад" М.Ю.Лермонтова (роль Неизвестного).

Знакомство с Вячеславом Борисовичем произошло во время репетиций "Павла I". Небольшая была роль, но отношение к работе было очень серьезным, и игралось все это серьезно. Нужно было как-то в микропространстве этой роли в этом огромном многонаселенном спектакле артисту прежде всего сохранить достоинство. И достоинство это Вячеслав Борисович сохранил, был в этой роли убедителен.

В спектакле "Боже, храни короля!" важна была любовь. Дело в том, что работа развивалась по двум направлениям, с одной стороны, он - брат, с другой стороны, он же доктор. Два соединения, очень близкий человек и профессиональный врач, очень хорошо понимающий, что происходит с сестрой - это довольно-таки трагедийная ситуация, потому что он знает диагноз и реально понимает исход. И вот в этом смысле, с одной стороны, все ужасно просто - брат и сестра, врач, с другой стороны, в театре очень редко добиваются подлинности взаимоотношений. Десятки, сотни актеров играют братьев, сотни актеров играют мужа, жену. Они выходят на сцену, играют, но очень редко веришь тому, что это и есть муж этой женщины, или эта женщина - жена этого героя. А брат и сестра - это еще реже получается, потому что это какая-то короткость отношений, это какое-то понимание особое, ощущение другого в себе. Любовь глубокая внутри, не показная, потому что смешно, если брат начнет демонстрировать свою любовь к сестре - нелепо, фальш, ложь. В этом смысле, Вячеслав Борисович, мне кажется, многого достиг в этой работе.

Вот недавно, где-то в полпервого ночи, на кухне автоматически включил радио и услышал голос Дуброва, это первый голос, который я услышал, я просто опешил - что такое? - это же голос Вячеслава Борисовича, а через некотрое время я услышал голос Марины Фоминичны Пастуховой, затем голоса других актеров, и понял, что по радио идет спектакль "Боже, храни короля!". Прошло уже очень много лет с момента выпуска спектакля, да и с момента его исчезновения. Театральное дело зыбкое в том смысле, что время корректирует, и уже слушаешь спектакль как не свой. Я достаточно самокритичен, но здесь был просто под очень большим впечатлением от того, до какой степени звучит текст, и до какой степени он стал острее. Речь идет о судьбе людей, отдавших жизнь Родине, армии, войне, фронту, и никому ненужных в мирное время. Я был приятно удивлен тому, что все звучит, все очень живет. В том числе, Вячеслав Борисович, он в этом ансамбле звучал очень хорошо, живо и современно.

В пьесе М.Ю.Лермонтова "Маскарад" меня взволновала история возмездия. Это тема мне вообще достаточно близка. Неизвестный появляется имено в тот момент, как некое возвращение Арбенину его жестокости. Арбенин по отношению к Неизвестному был очень жесток, как может быть жесток игрок к игроку, беспощаден, безжалостен, и мы искали правду Неизвестного. Неизвестный приходит в каком-то смысле в сознание Арбенина как сигнал о возмездии.

Я с большим уважением отношусь к этому артисту, чья актерская судьба складывалась трудно, я знаю, что он замечательный чтец, что он играл в "Учителе танцев", я не видел этого - неожиданно, очень неожиданно. Для меня он полностью воплотился в роли брата в спектакле "Боже, храни короля!". Раз он играл Лопе де Вега, значит, он музыкален, значит, он пластичен, но таким я его не знаю. Я знаю его серьезным психологическим артистом, психологического театра, с прикосновением к драме, немножко к трагедии.


copyright © 2005-2007 Александра Авдеева
Hosted by uCoz