|
Владимир Михайлович Зельдин 10.02.1915-31.10.2016
Владимир Михайлович Зельдин родился 10 февраля 1915 г. в городе Козлове (ныне Мичуринск) Тамбовской области. Детство будущего актера прошло в атмосфере любви и нежного отношения друг к другу. Мать - Анна Николаевна Попова - учительница по образованию свою жизнь посвятила семье. Отец - Михаил Евгеньевич Зельдин был музыкантом, дирижером, военном капельмейстером, создателем и руководителем музыкальной школы в Твери. Помимо самого младшего Владимира в семье было еще четверо детей: брат Юрий и сестры Елена, Нина, Ирина.
К 1920 году Зельдины переехали в Тверь, где Володя пошел в гимназию. А в 1924 г. семья стала жить в Москве. Володя продолжил учебу в военизированной школе на Таганке (в 1930 г. ученики этой школы участвовали в военном параде на Красной площади). Все дети, как и отец, были музыкальны и играли на разных инструментах. Владимир освоил трубу, рояль и скрипку, что очень пригодилось ему в жизни.
Долгое время Зельдин мечтал о балете, в 12 лет пытался поступить в Хореографическое училище Большого театра на отделение характерных танцев, но отец помешал осуществлению этой мечты, так как видел в сыне музыканта. Через четыре года Володю посетила новая мечта - профессия военного моряка, привлекшая своей романтикой, но в военное училище его не взяли из-за плохого зрения. По окончании школы Владимир, потеряв к тому времени и отца, и маму, поступил учеником слесаря на завод "Опытный передатчик", но эта работа ему не пришлась по душе из-за ее нудности, однообразия и отсутствия романтики. Но... В начале 30-х гг. ХХ века Производственно-театральные мастерские при театре МОСПС (создан в 1923 г., в 1930 г. переименован в Театр им. МОСПС, в 1938 г. стал основой Театра им. Моссовета) набирали актерский курс, куда не надеясь особо на успех пошел сдавать экзамены Владимир Зельдин. Приемную комиссию возглавлял Василий Ванин и Евсей Любимов-Ланской (с 1925 по 1940 гг. руководил Театром им. МОСПС). На экзаменах Володя читал стихи Безыменского и рассказы Натальи Кончаловской, и был принят с удивлением для самого себя. Руководителем курса стал Евгений Лепковский (актер Театра им. МОСПС), танец преподавали бывшая балерина Большого театра Вера Мосолова и будущий главный балетмейстер Московского театра оперетты Галина Шаховская. Вместе с Шаховской Зельдин давал уроки в танцевальных студиях. Из двадцати пяти человек, поступивших на курс, только двое стали известными актерами: Владимир Зельдин и Николай Парфенов. Мастерские Владимир Михайлович закончил в 1935 г.
Параллельно учебе Владимир Зельдин занимался в кавалерийском манеже, ездил верхом, получил значок "Ворошиловский всадник". Вместе с ним в манеже занимались сыновья Анастаса Микояна и Василий Сталин. Вообще, молодость Владимира Михайловича была окрашена встречами с яркими людьми: ему довелось видеть на сцене Марию Бабанову, спектакли Александра Таирова, а также Владимира Маяковского, Николая Бухарина, Александра Вертинского.
В 1938 г. Зельдин переходит в Театр транспорта (ныне Театр им. Н.В.Гоголя). Здесь актер сыграл в спектаклях, поставленных по классикам мировой литературы: "Без вины виноватые" А.Островского (массовка), "Комедия ошибок" У.Шекспира (Антифон Сиракузский), "Коварство и любовь" Шиллера (Фердинанд). В 1940 году ассистентка режиссера Ивана Пырьева попала на спектакль Театра транспорта "Генеральный консул", где приметила молодого Владимира Зельдина в роли рядового Гоглидзе, позже порекомендовав его Пырьеву. Состоялась их первая встреча. В результате Иван Александрович пригласил Владимира Михайловича на главную роль (пастуха Мусаиба Гатуева) в свой новый фильм "Свинарка и пастух". Это был уже второй фильм Зельдина, а дебютировал он в картине Г.Рошаля "Семья Оппенгейма". "Парьев перевернул мою творческую биографию, дал мне профессию и славу.", - вспоминает В.Зельдин. Уже во время съемок фильма в июне 1941 г. на Домбае Владимира Михайловича и всю съемочную группу настигла новость о начале войны. Через несколько дней после возвращения в Москву ему пришла повестка с направлением в танковое училище, но меньше, чем через месяц вышел приказ министра кинематографии о продолжении съемок и возвращении всех мужчин, занятых в фильме, на "Мосфильм" с выдачей брони. Это, правда, не означает, что защита Родины ограничилась лишь искусством. По ночам, когда фашисты бомбили Москву, Зельдин в числе многих горожан дежурил на крыше своего дома, тушил зажигательные бомбы, оберегая дом от возможного пожара. Съемки продолжались практически до конца 1941 г. Сцены на ВДНХ снимались в перерывах между авианалетами. В фильме война нашла свое отражение через песню "Хорошо на московском просторе", ставшую истинным украшением картины. По окончании съемок Владимир Михайлович уехал вместе с киностудией "Мосфильм" в эвакуацию в Алма-Ату. Во время войны Зельдин часто ездил на фронт, выступая в концертных бригадах. В сезоне 1942-43 гг. В.Зельдин служил в Русском драматическом театре в Алма-Ате. Здесь он сыграл одну из любимых своих ролей - Теодоро в "Собаке на сене" Лопе де Вега. Из Алма-Аты театр, а вместе с ним и Владимир Михайлович, переехал в Чимкент. Вот как он сам говорит о том времени: "На мое поколение, почти целиком выбитое войной, пришлось много всяких испытаний, несчастий. Но почему-то они нас не испортили. Нас жизнь эта, по сегодняшним меркам и жестокая, и нищая, воспитала не алчными, не жадными, не злыми. Да, все время приходилось бороться за существование, как-то выживать, но мы относились к этому терпимо, терпеливо и были удивительно неприхотливы". В 1943 г. Зельдин вернулся в Москву, где продолжил работу в Театре транспорта.
В январе 1946 г. Владимир Зельдин дебютировал в роли Альдемаро в спектакле Владимира Канцеля "Учитель танцев" по пьесе Лопе де Вега на сцене Театра Красной (ныне Российской) Армии. Дебют оказался феерическим, спектакль более, чем успешным, и за следующие тридцать лет более 1000 раз Зельдин блистал в роли Альдемаро, а Театр Армии стал для него домом и остается им по сей день. После одного из спектаклей к нему в гримёрку заходила поблагодарить Анна Ахматова, и с этим же спектаклем связан единственный режиссерский опыт артиста, когда Владимир Михайлович сам подготовил молодежный состав во главе с Федором Чеханковым и передал спектакль по наследству. Владимир Зельдин не изменил Театру Армии за шестьдесят лет, хотя Михаил Царев звал его к себе в Малый театр, а Рубен Симонов - в Вахтанговский, став одним из ведущих артистов ТА, его флагманом, сыграв множество прекрасных ролей, в том числе барона Мюнхгаузена в "Комической фантазии о жизни и смерти знаменитого барона Карла Фридриха Иеронима фон Мюнхгаузена" Г.Горина. Часто Зельдин ездил с военно-шефскими концертами по стране и за рубеж, среди прочего были поездки в Афганистан. "Жить на сцене, а не притворяться живущим - вот в театре самое трудное. В профессии актера без любви делать нечего. Без любви не будет ничего, не достичь никаких результатов. Ты можешь быть как угодно популярен, известен, даже богат, но, если ты не любишь вот этот самый первый выход на сцену, если не волнуешься от этого, не тратишься, если, вспоминая, что вечером у тебя спектакль, ты скучнеешь, никакой ты не актер", - суммирует прожитое в театре Владимир Зельдин. Сложилась у Владимира Михайловича и кинокарьера после "Свинарки и пастуха" он снялся в еще одном фильме Ивана Пырьева "Сказание о земле Сибирской". Позже были еще две яркие роли - профессор Серебряков в фильме А.Кончаловского "Дядя Ваня" по пьесе А.П.Чехова и Судья в фильме С.Говорухина "Десять негритят", снятого по роману Агаты Кристи. Всего на счету Зельдина более 40 ролей. Народный артист СССР (1975 г.). Награжден тремя Орденами Трудового Красного Знамени, Орденом Дружбы народов, орденами "За заслуги перед Отечеством" IV, III, II, I степеней (полный кавалер Ордена), призом фестиваля "Кинотавр" "За вклад в киноискусство", премией «Кумир» в номинации «За высокое служение искусству», призом «За честь и достоинство» Национальной театральной премии «Золотая маска» и т.д. Лауреат Госпремии (1951 г.), дважды лауреат театральной премии "Хрустальная Турандот" и т.д. В последнее время был занят в спектаклях Театра Армии: "Человек из Ламанчи", "Давным-давно", "Танцы с учителем".
Женат. Супруга - Иветта Евгеньевна Капралова, журналист, работник культуры. Скончался 31 октября 2016 года. Похоронен на 5 участке Новодевичьего кладбища.
При
подготовке страницы были использованы
информация и фотографии из книги В.М.Зельдина
"Моя профессия: Дон Кихот" (Изд. АСТ-ПРЕСС
КНИГА, Москва, 2002 г.), фотография с сайта
Музея радио и телевидения, а также
стихотворение В.Набокова. copyright ©
2005-2018 Александра Авдеева
|