Главная
 

Центральный Академический Театр Российской Армии

Неофициальный сайт

 

Песнь торжествующей любви

К 60-летию со дня премьеры спектакля "Учитель танцев" (Часть первая)


Обычно люди готовятся к празднику заранее - покупают подарки, продумывают меню, приглашают гостей, словом, делают все для того, чтобы этот самый праздник затем надолго остался в памяти. Так поступили и в Театре Красной Армии, решив, что по окончании Великой Отечественной войны людям необходим будет спектакль, который бы отвлек их от тяжелых воспоминаний и придал сил жить дальше. Уже в 1944 году в эвакуации в театре идут репетиции пьесы испанского драматурга Лопе де Вега "Учитель танцев". Для театра эту пьесу нашла, перевела и обработала переводчица Т.Л.Щепкина-Куперник: "Меня давно интересовали пьесы Лопе де Вега и Кальдерона приблизительно на один и тот же сюжет, о которых я слышала, что они по сей день идут в Испании и Южной Америке. Я взялась их читать. В это время я по поручению Театра Красной Армии делала перевод "Дамы сердца прежде всего". Но, прочтя "Учителя танцев" Лопе де Вега, я так им восхитилась, что предложила театру заменить им предполагаемую "Даму". Устроили читку пьесы, и она единодушно была принята к постановке. Сюжет комедии несложен. "Бедный, но благородный" дворянин (Альдемаро - прим. ред.), вернувшись из похода из Фландрии, во время случайной остановки в городке Туделе влюбляется в дочь знатного и богатого человека. Он проникает к ним в дом под видом учителя танцев и после всяких перипетий добивается своей цели и становится счастливым обладателем Флорелы." Щепкина-Куперник очень много и долго работала над сценическим вариантом этой пьесы вместе с Владимиром Канцелем, ставшим режиссером спектакля. К сюжету, описанному Татьяной Львовной можно добавить, что у Флорелы - младшей дочери богатого дворянина, был поклонник Вандалино, который добивался ее руки, а также старшая сестра Фелисиана, вышедшая замуж за старого Тебано не по любви, а потому что "возраст подходил", которая выдает себя за младшую сестру, ища романтического приключения и любви у Вандалино.

Альдемаро - Владимир Зельдин, Флорела - Татьяна Алексеева

Владимир Михайлович Зельдин (Альдемаро): Пьесу они сокращали и проясняли, заменяя старинные и непонятные современному зрителю выражения. При этом Татьяна Львовна тщательно, как она говорила, проверяла "логическую, психологическую и историческую" правильность каждого изменения. Стремились сделать пьесу доходчивой, но так, чтобы не погрешить против замысла, стиля и стиха. Многие описания танцев так и остались принадлежностью сценического варианта пьесы.

После премьеры о переводе Щепкиной-Куперник писали как об образце, удовлетворяющем сполна всем специфическим требованиям, которые предъявляет поэту театр.

Справка: Татьяна Львовна Щепкина-Куперник (1874-1958) - актриса, писатель, переводчик. Татьяна Львовна правнучка актера Михаила Щепкина, с именем которого связан ее первый литературный опыт - стихотворение, написанное к 100-летию со дня рождения знаменитого русского актера. В 1892-93 гг. - актриса театра Ф.А.Корша. В это же время Татьяна Львовна пишет пьесы, которые ставятся в том числе в Малом театре в Москве и в Александринском в Санкт-Петербурге. В ее первой пьесе "Летняя картинка" на сцене Виленского театра дебютировала В.Ф.Комиссаржевская. Среди переводов Щепкиной-Куперник есть немало произведений Шекспира, Мольера, Гюго, Кальдерона, Гольдони, Лопе де Вега, Софокла, Бомарше, Тирсо де Молина, Шеридана, а также стихи Петрарки, Байрона, Бернса. Во время войны Татьяна Львовна составляла тексты для радиопередач, сотрудничала с Совинформбюро. В последние годы опубликовала серию мемуарных очерков о И.М.Москвине, Ф.И.Шаляпине, А.В.Неждановой, издала книгу своих воспоминаний "Театр в моей жизни". Заслуженный деятель искусств РСФСР (1940 г.)

Итак, репетиции шли полным ходом, но режиссера спектакля Владимира Семеновича Канцеля все больше не устраивал исполнитель главной роли, и тогда по совету артиста театра Рафаила Ракитина в мае 1945 года из Театра Транспорта был приглашен на роль Альдемаро Владимир Зельдин.

Справка: Владимир Семенович Канцель (1896-1977) - актер, режиссер. Занимался в драматической студии Ф.И.Шаляпина, во Второй студии МХТ (педагог В.М.Мчеделов). Сценическую деятельность начал в 1921 г. в театре "Летучая мышь", где сыграл Наполеона ("Избранник судьбы" Б.Шоу). Работал в Московских театрах Вс.Мейерхольда, им. В.Ф.Комиссаржевской. Одной из заметных актерских работ стала роль Чёрта в спектакле "Мистерия-буфф" В.Маяковского, поставленного А.А.Грановским в помещении 1-го Государственного цирка. Канцеля отличали безукоризненная чувство стиля, изящество и аристократизм жестов, благодаря чему В.Ардов назвал Владимира Семеновича "европейцем на театре". В 1933 г. осуществил свою первую самостоятельную постановку "Гавань бурь" по Оноре де Бальзаку в Московском театре им. Ленсовета). С 1944 по 1955 гг. - режиссер Театра Армии. Поставил спектакли "Призвание" и "На той стороне" (1948 г.), "Под чужим небом" (1951 г.), "Мастерица варить кашу" (1952 г.), "Мечты Кинолы" (1954 г.). Работал на радио в качестве диктора, чтеца, постановщика радиоспектаклей. Активно предодавал. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1955 г.).

В.М.Зельдин (Альдемаро): Театр А.Д.Попова был тогда на подъеме, каждая его премьера становилась в Москве событием. Конечно, переход в этот театр для меня, как для молодого актера, мог стать важен. Я пришел за советом к Николаю Васильевичу Петрову, главному режиссеру Театра транспорта. Николай Васильевич, как человек мудрый и сам в прошлом актер, мужественно тогда меня отпустил: "Конечно, иди, Володя! Там все-таки другой масштаб". Так я и пришел репетировать "Учителя танцев".

С новым исполнителем репетиции продолжались полгода, за которые Владимиру Михайловичу необходимо было научиться работать с плащом и кастаньетами, а также овладеть танцами, которые ставил Владимир Бурмейстер.

В.М.Зельдин (Альдемаро): Владимир Павлович Бурмейстер удивительный человек, красивый, доброжелательный. Он приходил на репетиции ставить Болеро или какие-то другие танцы и вдруг говорил: "Давайте отменим репетицию, что-то сегодня у меня сегодня ничего не получается". И репетиция отменялась. А потом приходил и все получалось. А Антонина Крупенина, репетитор, отрабатывала с нами все движения.

Справка: Владимир Павлович Бурмейстер (1904-1971) - танцовщик, балетмейстер. Родился в Витебске в семье землемера, по маме был двоюродным внуком композитора П.И.Чайковского, именно мама смогла привить ему любовь к музыке. В 1925-29 гг. учился в театральном техникуме им. А.В.Луначарского. С 1930 г. был танцовщиков Московского художественного театра балета. Выступал на эстраде вместе с Антониной Крупениной. С 1941 по 1971 с небольшим перерывом был главным балетмейстером Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Первой самостоятельной постановкой стал "Корсар" (1931-32 гг.) для труппы Московского художественного балета, который позднее стал основой МТ им. Станиславского и Немировича-Данченко. Во время войны родились такие балеты как "Штраусиана", Виндзорские проказницы", "Шахерезада", "Лола". Действие последнего происходило в оккупированной французами Испании XIX века. Бурмейстер искренне любил испанские танцы. Среди балетов, принесших славу Владимиру Павловичу, были "Снегурочка", "Лебединое озеро", "Эсмеральда" по сей день сохранившиеся в репертуаре Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Народный артист СССР (1970 г.), лауреат Государственной премии (1946 г.).

Хореография Бурмейстера органично слилась с музыкой композитора Александра Крейна, которого на этот спектакль пригласил заведующий музыкальной частью Театра Красной Армии композитор Тихон Хренников: "Приступив к репетициям "Учителя танцев", его постановщик В.С.Канцель знал, когда, сколько и зачем должна звучать музыка, не зная лишь одного - кто сочинит ее. Больше всего он боялся, как он сам определял, "музыкальной "падеспани". Выбирали композитора долго, пока не нашли… моего соседа А.А.Крейна. Выбор был точен, как и выбор главного исполнителя. Вместе с В.Зельдиным в спектакле блистал слаженный в музыкальном отношении ансамбль - Т.Алексеева, Л.Добржанская, Г.Островская, М.Майоров, М.Перцовский. Здесь выразительно действовала мелодическая образность каждой роли. Фееричным был дуэт слуг - Г.Островской и М.Перцовского, а романс Фелисианы - Л.Добржанской - образцом проникновения актрисы в мир музыки. В.Канцель был прав: спекталкю нужна была музыка смелых и влюбленных сердец, музыка горячей Испании, а никак не "падеспань". Надо заметить, что общее время музыки, сочиненной Крейном, составляло всего девятнадцать минут, но она так точно и так умело была распределена режиссером, что казалось спектакль сплошь состоит из музыки.

Справка: Александр Абрамович Крейн (1883-1951) - композитор, музыкальный критик. Родился в Нижнем Новгороде в семье скрипача. В 1908 г. окончил Московскую консерваторию по классу виолончели А.Э.Глена, изучал теорию музыки у А.Н.Корещенко, Б.Л. Яворского и Л.В.Николаева. В 1912-17 гг. преподавал в Народной консерватории в Москве, с 1918 по 1927 гг. работал в государственном издательстве и в музыкальном отделе Народного комиссариата просвещения. Автор балетов "Лауренсия" (1939 г., был основан на произведениях Лопе де Вега и испанском музыкальном наследии) и "Татьяна" (1943 г., совместно с В.Бурмейстером), музыки к спектаклям "Благочестивая Марта" Тирсо де Молины (1950 г., Театр им. Ермоловой), "Трус" Крона (1935 г., Московский Новый театр, оперы "Загмук" (1930 г. Большой театр). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1934 г.).

Колорит же в спектакль внесли декорации Ивана Федотова, за несколько лет до этого оформившего еще один спектакль-легенду Театра Армии - "Давным-давно".

Эскиз И.С.Федотова к спектаклю "Учитель танцев"

В.М.Зельдин (Альдемаро): "Для "Учителя танцев" Федотов придумал грациозную декорацию: на заднике - дивная панорама горного городка Туделы, погруженный в ночь сад, который, казалось, благоухал цветами, фонтаны, что "сыплют жемчуг струй". Основное действие развивалось на террасах с колоннами. В спектакле было много воздуха, света. Простор нашей большой сцены позволял художнику развернуться в полную силу.

Людмила Ивановна Касаткина (Флорела):Оформление было блистательным. Например, соломенный шторки, действительно, казалось будто солнце просвечивало, даже когда исчезал яркий свет.

Справка: Иван Сергеевич Федотов (1881-1951) – художник. Оформлял оперные спектакли к дореволюционном театре Ф.А.Корша. С 1934 по 1951 гг. работал в Театре Армии – «Мещане» (1935 г.), «Год 19-й» (1936 г.), «Большой день» и «Укрощение строптивой» (1937 г.), «Голуби мира» (1938 г.), «Полководец Суворов» (1939 г.), «Учитель» (1940 г.), «Пархоменко» (1941 г.), «На всякого мудреца довольно простоты» и «Давным-давно» (1942 г.), «Нашествие» (1943 г.), «Женитьба Бальзаминова» (1944 г.), «За тех, кто в море» и «Встреча с юностью» (1947 г.), «Последние рубежи» и «На той стороне» (1948 г.), «Новый год» и «Закон Ликурга» (1949 г.), «Совесть» (1950 г.). Заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии СССР.

Часть вторая, Часть третья, Часть четвертая, Часть пятая


copyright © 2005-2007 Александра Авдеева
Hosted by uCoz