Главная
 

Центральный Академический Театр Российской Армии

Неофициальный сайт

 

Песнь торжествующей любви

К 60-летию со дня премьеры спектакля "Учитель танцев" (Часть пятая)


Обозрение походит к концу и поэтому, как на всяком празднике, за любым праздничным столом, остается самое лакомое. В нашем случае это курьезы, которых, в жизни этого спектакля было не мало, но артисты поведают лишь о самых запомнившихся

В.А.Савельева: Курьез у меня случился на первом же спектакле. В конце первого акта, убегая в глубь сцены мимо фонтана за что-то зацепилась (это был шланг, подающий воду) и плюхнулась. На первом же спектакле, представляете!

В.В.Асланова: У меня была история с письмом, когда я по сюжету вместе с сестрой его читаю. Письмо было всегда написано на листочке. Обычно реквизиторы не одно, а несколько писем заряжали. И вот я сажусь и начинаю читать это письмо от Вандалино, а там чистый лист! Вот это катастрофа! Я напрягаю память, пытаюсь вспомнить текст письма. Алина Покровская подсказала какие-то ключевые фразы, и вот так мы выбрались из положения. Это был просто кошмар. Потом я это письмо выучила наизусть.

В.Б.Дубров: У меня был абсолютно одинаковый с Владимиром Михайловичем курьез с кастаньетами. Обычно кастаньеты лежали на столике перед выходом. Мы же их клали за пояс, и у Владимира Михайловича, и у Феди, и у меня были одинаковые большие резиновые пояса. И вот в один прекрасный спектакль я выхожу и говорю: "Гаюмбо - танец есть прелестный. Ритм чрезвычайно интересный в сопровожденье (в это время я должен одевать кастаньеты, которых в тот раз за поясом не оказалось) кастаньет…которых нет". Потом прошло какое-то время, и я услышал, что у Владимира Михайловича была точно такая же история.

"Учитель танцев" не идет уже почти девятнадцать лет, последний спектакль состоялся 20 ноября 1987 г. Но живы люди, которые в нем играли, сохранились декорации Федотова и реквизит (он частично используется на других спектаклях), например, одно из кресел, на котором сидели Флорела и Фелисиана, и сейчас можно увидеть в комнате у реквизиторов. Живы воспоминания тех людей, кто играл в спектакле, тех людей, кто его создавал, но которых уже нет с нами. Есть, наконец, фильм "Учитель танцев", снятый в 1952 г. по спектаклю ТА. А раз все это есть, то жива и легенда об этом спектакле, державшемся в репертуаре сорок один год, и вполне может статься, что и нас уже не будет, а об "Учителе танце" В.Канцеля будут говорить!

Автор выражает благодарность за помощь в подготовке обозрения В.М.Зельдину, Л.И.Касаткиной, В.А.Савельевой, В.Б.Дуброву, В.В.Аслановой, Л.С.Кукуляну, а также зав. музеем ЦАТРА Е.Ф.Маньшиной, зав. мебельно-реквизитным цехом ЦАТРА Т.В.Делле и театральному критику М.Б.Фолкинштейн.

В обозрении использованы интервью автора с артистами, а также книги В.М.Зельдина "Моя профессия: Дон Кихот", Л.И.Касаткиной и С.Н.Колосова "Судьба на двоих (Воспоминания в диалогах)", Ф.Я.Чеханкова "Моя дырявая память", Т.Л.Щепкиной-Куперник "Из воспоминаний" и книга-альбом "ЦАТСА-50 лет" (редактор-составитель А.М.Смелянский).

Часть первая, Часть вторая, Часть третья, Часть четвертая


copyright © 2005-2007 Александра Авдеева
Hosted by uCoz