Одинокий
парусник, на борту которого много преданных
учеников, молодых актеров, которых он
пестует. Театр, который существует в его
фантазиях, замыслах, ярче, богаче того, что
удается сделать в условиях реальной жизни
на сцене.
Александр
Васильевич Бурдонский родился 14
октября 1941 г. в семье Василия Иосифовича
Сталина и Галины Александровны Бурдонской
в Куйбышеве (Самара). Разлука с матерью в
детстве, длившаяся восемь лет, не помешала
Александру познать мир искусства и
навсегда влюбиться в театр. С ранних лет его
жизнь наполняли сказки Уайльда, чуть позже
более серьезная литература, необычные люди
и...театр, театр, театр. "Снегурочка" в
Малом театре, "Учитель танцев" в Театре
Красной (Советской, Российской) Армии и
балет "Красный мак" в Большом театре
настолько потрясли мальчика, что
восхищение Галиной Улановой он пронес
через всю жизнь, а увиденное при свете рампы
старался запечатлеть в своих рисунках. Но
очарование длилось недолго.
В
1951 г. по воле отца Александр отправляется в
Калининское суворовское училище. И,
наверное, именно в этот момент жизни, в
юноше стал зарождаться Режиссер. Вот как
Бурдонский сам об этом говорит: "Мне
кажется, все мои режиссерские качества
выросли из такого понятия, как
противостояние". В училище, пробыв два
года, Бурдонский столкнулся с атмосферой
грубого языка, с которой не был знаком до
этого. Долгие месяцы пребывания в КСУ
Александру скрашивала литература, в
частности, книги Ги де Мопассана.
После
смерти Иосифа Сталина Александр Бурдонский
вместе со своей сестрой Надеждой
возвращается к матери, вновь погружаясь в
мир искусства. Книги Алексея Попова и
Константина Станиславского, такие
спектакли, как "Дни Турбиных" театра им.
Станиславского в постановке Михаила Яншина
с Лилией Гриценко и "Собака на сене" с
Марией Бабановой укрепили желание юноши
избрать профессию режиссера. После
седьмого класса Александр Васильевич
поступает в Театрально-техническое
художественное училище, параллельно
участвуя в самодеятельности в Доме
пионеров в Тихвинском переулке. "В ТХТУ
решил пойти потому, что хотел быть ближе к
театру. Я считал, что мне главное было
видеть настоящий театр. Я знал все труппы,
все театры. Я обожал, как и отец, Добржанскую.
Все, что она делала, мне казалось, что она
делала гениально. Я любил очень Эфроса. Его
спектакли для меня были тоже откровением. В
свое время меня ошеломили Товстоноговские
“Мещане”. Огромное впечатление
производили “Варвары”, - говорит об этом
времени Александр Васильевич. Позже
Бурдонский поступил на актерский курс
студии при театре "Современник" к
Олегу Николаевичу Ефремову. Но и здесь
Александра не покидало желание избрать
режиссерскую стезю, на что Олег Ефремов
говорил ему: "Чтобы овладеть профессией
режиссера важно знать психологию актера".
В
1966 г. Александр Бурдонский поступил в ГИТИС
(ныне РАТИ) на режиссерское отделение курса
Марии Осиповны Кнебель. По сей день
Александр Васильевич с восхищением
вспоминает о своем учителе: "Она была
гений, она меня вскрыла, она сумела
распаковать меня. Мария Осиповна сумела не
просто научить меня, а помогла мне
заговорить своим голосом". Поступив в
институт Александр одновременно экстерном
заканчивает школу и получает аттестат
зрелости. Годы счастья учебы в ГИТИСе
сопровождало страстное желание учиться,
сутками пропадая в стенах института. По
окончании ГИТИСа в 1971 г. Бурдонского
приглашает играть шекспировского Ромео
Анатолий Эфрос в театр на Малой Бронной.
Спустя три месяца Мария Кнебель зовет с
собой своего ученика в Театр Армии ставить
спектакль "Тот, кто получает пощечину"
Леонида Андреева, в котором сыграли Андрей
Попов и Владимир Зельдин. После
осуществления этой постановки в 1972 г.
главный режиссер ЦТСА Андрей Алексеевич
Попов предложил А.В.Бурдонскому остаться в
Театре Армии. Предложение было принято,
хотя его, к примеру, звал Олег Ефремов
работать во МХАТ. Главным вопросом в работе
стал выбор литературного материала для
постановок: "И тут главное, мне кажется,
было не плыть по течению, а уметь задуматься
и оглядеться, подвергнуть сомнению
правильность принятого решения и опять
искать, искать тот единственно верный путь
в творчестве, то единственное дело,
которому не жалко отдавать всю жизнь без
остатка".
Помимо
Театра Армии Александр Бурдонский поставил
два спектакля в Малом театре и в Японии.
Страна восходящего солнца увидела "Чайку"
А.Чехова, "Вассу Железнову" М.Горького
и "Орфей спускается в ад" Т.Уильямса.
Наряду
с театром Александр Васильевич Бурдонский
в течение десяти лет вместе с Элиной
Быстрицкой преподавал в ГИТИСе (РАТИ).
Народный
артист России, заслуженный деятель
искусств РСФСР.
Был
женат на своей однокурснице Дале
Тумалявичуте, которая работала главным
режиссером Молодежного театра.
Скончался 23 мая 2017 года в Москве.
.
Спектакли,
поставленные в ЦАТРА:
|
"Тот,
кто получает пощечину" Л. Андреева
"Дама
с камелиями" А. Дюма-сына
"Снеги
пали" Р. Феденева
"Сад"
В. Арро
"Орфей
спускается в ад" Т. Уильямса
"Васса
Железнова" М. Горького
"Ваша
сестра и пленница" Л. Разумовской
"Мандат"
Н. Эрдмана
"Условия
диктует леди" Э.Элиса и Р.Риза
"Последний
пылко влюбленный" Н. Саймона
"Британик"
Ж.Расина
"Деревья
умирают стоя" А.Касоны
"Дуэт
для солистки" Т.Кемпински
"Шарады
Бродвея" М.Орра и Р.Дэнем
"Арфа
приветствия" М. Богомольного
"Приглашение
в замок" Ж.Ануйя
"Дуэль королевы" Д.Маррелла
"Серебряные колокольчики" Г.Ибсена
"Та, которую не ждут..." А.Касоны
"Чайка" А.Чехова
"Элинор и ее мужчины" Дж.Голдмена
"Игра на клавишах души" Н.Харатишвили
"С тобой и без тебя" К.Симонова
"Этот безумец Платонов" А.Чехова
|
При
подготовке страницы были использованы
информация и фотография из статьи "Пять
пьес - всегда в запасе" (газета "Культура",
№40, 2001 г.), "Меня
миновала судьба царского ребенка" (журнал
"Наша улица", №3, 2004 г.) и фотография
телеканала "Россия".
copyright ©
2005-2020 Александра Авдеева