Марина Петровна Никольская (педагог по вокалу ВТУ им. М.С.Щепкина с 1954 года).
Слава сразу произвел на всех нас очень хорошее впечатление. Было ясно, что этот человек очень хочет заниматься, по-настоящему хочет заниматься, с полной отдачей и с любовью сразу к своему делу, которое предстояло ему. Он был нацелен на настоящую, хорошую, интересную работу. Слава имеет великолепную фактуру, хорошее лицо, хорошую голову, но трудный характер. И думаю, что это как раз и помешало стать ему тем, о чем мы мечтали, тем, каким мы его видели. Тем не менее, он много играл, много хорошего было. И очень, конечно, приятно было, что в Ленинграде он проявил себя очень хорошо. Наверное, оттого, что сложились хорошие отношения с коллективом. Потому что не каждый может все это преодолеть. Когда вместо того, чтобы играть с открытой душой, нужно все время что-то преодолевать - это не каждый может выдержать. И это очень обидно. Слава занимался очень хорошо, я всегда его вспоминаю очень тепло, потому что мой предмет ему очень нравился, он всегда был готов работать, и вообще курс был очень хороший.
Мы всегда вспоминаем этот курс, потому что курс был очень творческий, очень направленный правильно на освоение своего дела, и с ними было очень радостно работать. Не надо было их принуждать, не надо было им что-то объяснять. Я могу только рассказать, что приходила в половине девятого утра и на лавочке около моего класса уже сидели студенты в ожидании, чтобы до мастерства позаниматься. Вот это, конечно, не так часто бывает. Мой предмет, вообще, такой, что его все любят, и все приходят с удовольствием. Но вот такого, чтобы в половине девятого утра сидел не один человек, а сидела целая лавочка - такого я больше не наблюдала. А для педагога очень важно, когда человек занимается не формально, а с открытой душой, с радостью. Поэтому, на мой взгляд, Слава прожил жизнь в институте очень светло. Чего я у него не наблюдала потом, я не говорю про Ленинградский период, потому что, хотя мы ездили и смотрели его, но вообщем-то это было не в поле зрения. А здесь, в Театре Армии, у меня ощущение, что вот этой радости не было, т.е. он работал, но именно работал на преодоление, а это очень обидно.
Мы всегда встречались, он очень верный и преданный ученик всем нам, он ценит, любит, уважает своих педагогов. Есть ученики, которые проучились, которые вспоминают приятно, изредка могут приходить, а Слава из плеяды вернейших учеников - людей, которые интересуются, что и как происходит в институте, какие у нас студенты, и поэтому к этим людям сердце всегда открыто, и хочется, чтобы все у них было хорошо.
У меня с ним трудностей, трудностей с характером не было, занятия он любил. Мне кажется и в мастерстве у него трудностей не возникало, он играл главные роли в дипломных спектаклях, играл очень удачно - и в "Матери" Горького и Раскольникова в "Преступлении и наказании". У него хорошие данные, у него все было, чтобы не просто состояться, а состояться с радостью, без преодоления вот этих трудностей, котрые есть в Театре Армии. Я понимаю, что живет он непросто там, иначе был бы уже со всякими званиями. Надо преодолевать какие-то препоны, кто-то к этому относится легко, а у Славы характер нелегкий, и поэтому, наверняка, ему тоже это все непросто дается, тут мы можем только жалеть. Это вот, что с чем они (артисты) потом сталкиваются в театре, потому что в институте этого нет, если развиваются нормально, а Слава развивался нормально, отношения были нормальные, иначе бы его не назначали на все спектакли, поэтому вот это для него было свободно и радостно. Им, конечно, еще повезло, что в то время у нас был очень тесно спаянный коллектив педагогов. Виктор Иванович Коршунов (руководитель курса) был тогда молодой, каждый день в девять утра он был уже на занятиях. Так мало, кто работает, а в наше теперешнее время тем более. Был очень дружный коллектив - Павла Захаровна Богатыренко, Ирина Ильинична Судакова, Юрий Мефодьевич Соломин. Работали, что называется, друг около дружки. И своими какими-то советами, замечаниями помогали друг другу, потому что болели не за свой отрывок, не за свой спектакль, а за общую работу.
Занимался он всем очень хорошо, и движенческими дисциплинами… повторюсь, это редкий был курс. У них был Женя Балашов, они жили все вместе в общежитии, так вот утром он их всех поднимал, они около общежития делали зарядку, а потом пешком шли в училище, чтобы прийти сюда активными. Никакого такого курса больше не было. Это особенный был курс в смысле подтянутости, желания все взять, единения. Я всегда своим студентам привожу в пример этот курс. Они уже в ноябре на четвертом курсе ездили показываться в Ленинград. Редко, бывает так, что какой-то курс, может быть, зимой раскочегариться, а так все начинают искать только весной. Я всегда всем говорю: "Ребята, этого нельзя делать!". А вот курс Баринова и Дуброва были готовы к поступлению в театр уже в ноябре месяце. Поэтому, когда они кончали, они практически все знали, где они будут работать. В этом отношении курс был очень организованный.
Я была уверена, что его ждет яркое и интересное будущее. Он очень хорошо кончал, и как-то было очень радостно, что он будет с настоящей актерской судьбой. Поэтому очень досадно, когда понимаешь, что этому мешали всякие обстоятельства извне. У него были очень хорошие данные, чтобы состояться, я не считаю, что он состоялся, хотя и там, в Ленинграде, и тут, в Москве, он хорошо работал, но мне казалось, что это будет значительнее интереснее и ярче.
Его самое положительное качество - это преданность театру, отрицательное - характер. Он своим характером портит себе жизнь в театре.
Пожелания - самое главное, чтобы он был здоров, чтобы не падал духом, чтобы у него было хорошее настроение, чтобы его не угнетали все эти мелочи жизни. Я понимаю, что это очень неприятно, служить всю жизнь в театре и не быть заслуженным артистом. Но вот по прошествии жизни я поняла, что это никому не нужно. Поэтому пусть не преживает, это трудно, но не надо, не надо портить себе жизнь, нервы. Он честно работал в театре, любил театр всегда, любил быть актером в театре, любил играть на сцене - вот это надо ценить, это надо держать в голове. Я считаю, что, если любишь свою работу, свое дело, то это счастье. Этим надо дорожить!
Наталья Васильевна Шаронова (педагог по речи ВТУ им. М.С.Щепкина с 1961 года).
Самые искренние пожелания, самых хороших дней, успехов, радости. Верю в дальнейшие успехи, потому что Слава – человек преданный и влюбленный в профессию, можно сказать, фанат театра. Поэтому верю в него и желаю реализоваться. Он был всегда предельно честен и искренен, никогда не предавал свое дело. Слава был одним из самых замечательных учеников. Он выпускался из училища со спектаклем «Преступление и наказание» (Родион Раскольников). Этот спектакль игрался тогда в учебном театре ГИТИСа. Зрители хорошо ходили на этот спектакль. И его после спектакля всегда ждали не только девчонки, которых было много, но и взрослые поклонники, которые благодарили его за то, как он играл Раскольникова. Слава прекрасно читает стихи, у него есть целые чтецкие программы.
Поздравляю, желаю, чтобы в доме, в семье все было замечательно, чтобы радовали внуки. Я всю жизнь знаю Славу как доброго, любящего, верного человека Я благодарю Славу за его доброе, преданное, хорошее отношение и ко мне, и к Марине Петровне Никольской.
copyright ©
2005-2007 Александра Авдеева